Мотивация для занятий йогой

 Формулировка темы.

В повседневности человеку свойственно непрерывно принимать множество разного вида решений. Большинство из вопросов, на которые нам приходится отвечать сводятся к общей формулировке “Как поступить?”. Однако есть и вопросы, формулируемые “Зачем мне это делать?”. В нашем разговоре мы рассмотрим вопрос мотивации (а именно к этому классу проблем относятся все те задачи, которые требуют ответа на вопрос “зачем?”) в разрезе занятий йогой человека западного типа в наше время, а также обсудим некоторые наблюдаемые автором тенденции в этом направлении. Итак, раскроем тему в хронологическом порядке. Человек решил прийти на занятия по йоге (или начал самостоятельное её освоение).

Причины

Обратимся сперва к причинам, которые приводят людей на занятия по йоге.
Наиболее распространены следующие из них:
  • избавиться от стрессов, научиться справляться с нервами, стать спокойнее;
  • поправить подорванное физическое здоровье;
  • мода;
  • овладеть некоторыми неприсущими ранее свойствами тела или души (гибкость, духовный рост и др.).

Причина и мотивация.

Отметим то, что причина, в силу которой человек решает заняться йогой, не обязательно служит мотивацией к занятиям. Точную иерархию четырех вышеперечисленных причин установить весьма сложно. Однако сам факт, что йога стала “жертвой моды” не может не заставить задуматься. Увы, но влиянию моды поддаётся весьма значительный процент людей. Большинство из них попадает в возрастную категорию до 30 лет. Это, безусловно, не означает, что все те, кому меньше 30 начинают занятия в результате сложившейся на неё в последнее время моды. По сути, человек, пришедший к йоге по причине модной тенденции, просто не имеет мотивации, так как он никак не отвечает для себя на вопрос “Зачем мне это нужно?”. Он просто поддается стадному чувству и желанию “быть в струе времени”. При этом предмет йоги для него безличен и не важен, и представляет собой просто один из аттракторов моды. Человек, поддавшийся веянию моды, делает ошибку, так как начинает тратить и время и средства, сам не понимая, на что и зачем…
Люди, причиной занятий йогой для которых не является мода, так или иначе испытывают нехватку либо внутреннего равновесия, либо здоровья, либо рассчитывают найти в йоге нечто, чего им, как они считают, не достает. В любом случае каждый из них имеет достаточно чётко сформулированный ответ на вопрос мотивации: “Для чего Вы решили заниматься йогой?”.

Достаточность мотивации.

После того, как человек сделал первый шаг в направлении йоги и начинает практиковать, вопрос мотивации встаёт ещё более остро. К сожалению, не затрачивая времени на йогу, результат сам по себе не придёт. Почему-то большинство людей принимают естественным факт, что для достижения материального благосостояния человеку нужно долго трудиться, строить карьеру, идти на компромиссы и т.д.. Но, когда дело касается здоровья (как психологического, так и физического) или приобретения абсолютно неприсущих ранее свойств, человек ожидает результата в исключительно краткие сроки. Более того ситуация непрерывного ожидания результата усугубляется ещё и проблемой встраивания йоги в жизнь. На достижение благосостояния человек работает по 8 часов в сутки (это минимум), не говоря о количестве затрачиваемых на это сил и здоровья. В свою очередь заниматься йогой 2 часа каждый день – уже для большинства оказывается задачей едва преодолимой. 
Казалось бы, парадокс: в йоге нет ничего того, что могло бы напрячь человека, или от чего он мог бы устать физически или психологически (рассматривается классический подход, а не бесконечные авторские стили современности) – что же мешает человеку регулярно заниматься? И здесь мы как раз упираемся в вопрос мотивации. Хватает ли её, чтобы человек был готов перестроиться и добавить в свою жизнь регулярные занятия йогой? Или она иссякла уже при формулировке желания что-то изменить?..

Границы мотивации.

Для человека, пришедшего к йоге в результате моды – мотивации, как мы уже выше установили, никакой нет в принципе, поэтому и заниматься ему дома не нужно. Для приобщения к модному направлению ему вполне будет хватать занятий в группах 1-2 раза в неделю. Что же касается людей, которые пришли с конкретными намерениями, то здесь вопрос более тонкий и деликатный…
Безусловно, всегда сложно встроить в жизнь нечто новое, причём делать это регулярно, то есть каждый день. Это не обязательно йога. Чтение иностранной литературы, рисование, бег по утрам, что угодно другое – всё это требует определённых усилий и воли для регулярного воспроизведения. Йога, однако, будучи деятельностью весьма специфической и отличной от других, несомненно, имеет некоторые характерные только ей особенности, следствиями которых являются дополнительные сложности в процессе встраивания её в жизнь. И эти сложности наверняка будут противовесом той мотивации, с которой человек в йогу пришёл.

Особенности йоги как вида деятельности.

Одной из особенностей является “особенность нулевого старта”: в отличие от других видов деятельности, человек начинает здесь с нуля. Если о беге, чтении (пусть и на иностранном языке), рисовании каждый из нас изначально в результате жизненного опыта имеет, по крайней мере, базовые представления, то в йоге человек начинает с нуля, так как это вид деятельности, не присущ человеку в его обычных состояниях сознания. Второй особенностью йоги является “особенность продолжительного характера изменений”: все изменения, трансформации, происходящие с человеком в процессе практики, происходят медленно, а попытки форсировать эту скорость, приводят либо к ещё большему замедлению, либо к негативным последствиям, зачастую серьёзным. Наконец, третье – “особенность чуждого подхода”: подход в йоге идёт вразрез с привычным для западного человека поведением в отношении принципа “ненасилия” (ахимса). Нам хорошо известна пословица “Без труда не вытянешь и рыбки из пруда”. Все мы привыкли, что для того, чтобы получить результат необходимо прежде вложиться, как следует. И если мы устали, или болят после нагрузки мышцы – то это явный признак того, что “хорошо поработали, и награда не заставит себя ждать”. Так как другого подхода нам не известно, то по умолчанию этот шаблон каждый новичок благополучно копирует и на практику йоги. Тем самым он допускает одну из наиболее распространенных ошибок, так как всё старание и усердие в йоге заключается не в изматывающих тренировках (а если это так, то подумайте, тем ли Вы занимаетесь), а в регулярности практики. Хотя, конечно, мучиться, потеть, заставлять себя 1-2 раза в неделю заниматься “йогой”, чтобы потом с чувством выполненного долга отдыхать до следующей тренировки – значительно проще, и привычней. Гораздо сложнее научиться заниматься собой каждый день, при этом себя не насилуя, не чувствуя ни в процессе, ни на следующий день ни дискомфорта физического, ни психологического от тренировки.

Кризисные точки мотивации.

Кризисные точки начала.

Итак, под сопротивлением приведённых трёх особенностей йоги мотивация человека играет основную роль в вопросе продолжения практики. Почему же большинству людей так сложно регулярно заниматься? Почему мотивации, которая привела их на занятия, не хватает для регулярности этих занятий, что является, как мы выяснили, основой успеха в йоге?
Ответ, наверное, будет следующим: человеку либо не хватает воли заниматься регулярно, либо он недостаточно плохо себя чувствует, чтобы улучшение состояния требовало немедленных действий.
В первом случае возможны варианты. Первый: безволие – черта характера – с чем сложно что-либо поделать, и тут может не спасти даже понимание самого человека, пусть даже крайней, необходимости занятий. 
Вариант второй: занимаясь йогой, ученик делает над собой определённое регулярное усилие, каждый раз переступая через себя, чему в итоге либо приходит конец (и человек прекращает заниматься йогой), либо это становится причиной нарастающего внутреннего напряжения, дискомфорта, а как следствие – ухудшения общего состояния. Если с первым вариантом всё более-менее ясно, то второй предполагает вопросы. Что это за усилие, которое может перечеркнуть смысл всей практики? Порой, начиная заниматься йогой, люди попадают в ловушку “особенности чуждого подхода”. Вы стараетесь всё делать как можно лучше (особенно это касается практики асан), терпите дискомфорт (психологический или физический) от непривычных нагрузок и действий, считая, что уж теперь наверняка “труд будет вознаграждён”. Однако в итоге ни здоровья, ни внутреннего покоя не прибавляется, а проработка мышц, которые могут регулярно болеть от перегрузок – небольшая всему этому компенсация. Вы начинаете стараться всё больше и больше, считая, что недостаточно вкладываетесь в практику. Напряжение и дискомфорт нарастают, а в сумме с отсутствием результата (которого при таком подходе и быть не может) и нежеланием каждый раз начинать занятие (а если уж начали – непрестанное ожидание, что оно скоро закончится) не достигают некоторой критической отметки. После неё одна мысль о занятиях йогой вызывает отторжение всего организма, практика на этом заканчивается. Либо (это свойственно людям с исключительной силой воли) человек продолжает переживать весь спектр дискомфорта, получая удовлетворение от факта преодоления себя, заглушая этим все сигналы, как тела, так и психики, что естественным образом едва ли может благотворно на них сказаться.
Наконец, вариант третий: изначально тяжелое состояние. Бывает, начав практиковать йогу, человек вскоре понимает, что это процесс значительно более сложный, чем представлялся. Постоянный круговорот мыслей в голове, не отпускающий ни на секунду для каждого осваивающего йогу, является одной из основных преград. Понимая, что от мыслей на время практики йоги надо уходить, новичок одновременно никак не может это сделать. Таким образом, рождается внутреннее противоречие, сомнение, “получится ли это у меня вообще когда-нибудь?”. Если человек достаточно эмоционален, психологически сильно перегружен, склонен к мгновенным действиям в порыве сиюминутного разочарования, то у него возникает отчаяние готовое вмиг разрушить чуть ли не любую мотивацию. Проблема эта возникает, очевидно, в результате особенностей “нулевого старта” и “продолжительного характера изменений”. В этом случае ученик должен понять, что поначалу такое своего рода “бессилие” в отношении управления активностью мыслей – естественно, и что начинать надо с малого. Не бывает, чтобы всё сразу стало получаться в один миг, тем более, если никогда прежде в своей жизни ты такого не делал. Кроме того, все мы уникальны, и степень сложности освоения ментальной тишины для всех не одинакова: одним это удается за несколько месяцев, а другим могут понадобиться года.  

Кризисные точки в практике.

В том случае, когда общее состояние человека не столь критично, ученик бывает занимается, но не регулярно. То есть в результате корректно построенной практики человек наблюдает положительную тенденцию изменений в отношении своего общего состояния, и ему этого хватает. Он понимает, что при регулярных занятиях процесс восстановления шёл бы быстрее и эффективнее, но, выбирая между сложностями выделения дополнительного времени на работу с собой и удовлетворением имеющимся улучшением, человек выбирает последнее. Стоит подчеркнуть, что проблема практически всегда заключается не в действительном абсолютном отсутствии времени и возможностей заниматься, а в недостаточной мотивации к этому. 
Иная ситуация, когда человек занимается регулярно и весьма продолжительный период времени. Происходят положительные трансформации в плане здоровья физического и психологического и, когда основной пласт негатива, влиявший на общее состояние человека, уходит, изменения протекают если не медленнее, то, по крайней мере, менее заметно для человека. Начинает казаться, что уже ничего не происходит, хотя в действительности это не так: просто процесс ушёл из восприятия сознания, а результат вдруг проявит себя в какой-то совершенно неожиданный момент. В случае, когда основные причины, приведшие человека в йогу, себя исчерпали, прежняя мотивация естественным образом исчезает (и это логичный итог). Тогда, как правило, мотивация просто меняется. Человек занимается либо чтобы поддерживать полученное состояние и качество жизни, либо из интереса. Безусловно, возможен и вариант, когда человек исчерпав первичную мотивацию, просто прекращает занятия (если уверен, что не вернётся к тому, что послужило отправной точкой для начала практики).

Важность верной мотивации.

Интересно отметить важность верной мотивации в йоге, и следствие ошибки при её выборе. Возьмем один наиболее яркий и показательный пример. Человек решает заниматься йогой с целью максимально развить гибкость. Что же обычно происходит дальше? Ученик начинает упорно стремиться к поставленной цели, средством для этого становится регулярная практика асан. При такой мотивации, слова инструктора о важности расслабления и о том, что нельзя “давить на форму” и доводить позу тела до предела, обычно игнорируются, или просто не воспринимаются серьёзно. Человек начинает буквально изнурять себя практикой асан, а на самом деле просто гимнастикой тела в нестандартных положениях. К его разочарованию, ожидания не оправдываются – гибкость не прибавляется, или растёт незначительно. Гимнастика в одинаковых положениях тела на фоне отсутствия видимого результата начинает человека утомлять, он просит инструктора показать ему “ещё что-нибудь”. Но и это ничего ему не даст. В результате он разочаровывается и, наконец, бросает занятия. Человеку нужен был быстрый результат, который он пытался получить привычными методами. Увы, йога – это не привычный, а абсолютно нестандартный вид деятельности, и результат в ней не бывает мгновенным. Таким образом, часто ошибочная начальная мотивация и ожидание быстрого результата просто затмевают те необходимые условия, при которых человек занимается не гимнастикой, а именно йогой. Итог один: отсутствие положительного результата и разочарование в йоге (хотя до неё человек, по сути, даже не дошёл). Получается интересная вещь: если человек приходит в йогу с ошибочной мотивацией (то есть такой, для реализации которой йога не предназначена), или вообще без неё, то либо желаемый результат просто не наступает, либо общее состояние, ухудшаясь, начинает подсказывать об ошибке. В последнем случае вопрос только в том, на сколько “начинающий йог” внимательно относится к своему организму и слышит его сигналы. Если он игнорирует их продолжительное время, то негатив накапливается, и тогда рано или поздно наступает срыв. И в одном и в другом случае, если человек имеет достаточное количество здравого смысла, он всегда остановит своё неверное движение. Каким образом: с разочарованием и отказом от йоги, или с переосмыслением своего подхода – зависит от многих факторов. Ключевую роль здесь играет преподаватель, задача которого сделать всё, чтобы человек шёл в верном направлении.

Парадокс мотивации.

Выше был сделан акцент на то, что часть людей, имеющих мотивацию, занимаются нерегулярно. И причина тому в большинстве случаев не отсутствие времени, а нежелание или недостаток воли, чтобы встроить нечто новое (практику йоги) в привычный и устоявшийся ритм жизни. Так вот стоит в заключение подчеркнуть, что конечно есть и та категория людей, которые хотят, но в виду объективных причин не имеют возможности выделить достаточно времени под йогу. Как ни парадоксально, но часто бывает так, что чем больше внешнее сопротивление жизни (или более тяжелое состояние человека), тем успешней ему удаётся найти, выскрести из кутерьмы жизни время и возможность на практику йоги. Человек занимается хотя бы то время, которое вдруг ему выпадает. Тем самым он делает всё от себя зависящее для своего же блага. Одновременно с этим человек, находящийся в более комфортных условиях в отношении свободного времени и других возможностей, всегда найдёт повод, чтобы отодвигать йогу всё дальше и дальше. Собственно здесь мы вновь упираемся в вопрос мотивации…

Понравился материал?

Нажмите кнопку «Поделиться…» чуть ниже.